Жалейка

Жалейка — традиционный язычковый духовой инструмент. Звукоизвлечение осуществляется за счет вибрации язычка-пищика, приводимого в действие током воздуха. Язычок вырезают либо в стволе инструмента, либо в специальной трубочке меньшего диаметра, вставляемой в основную трубку. В зависимости от этого жалейки подразделяются на двухсоставные и трехсоставные. Жалейки имеют раструб, чаще всего загнутый вверх относительно игровой трубки.

Хотите приобрести качественные пигменты? Тогда вот вам пигменты wizart в сети. Загляните.

Жалейки имеют 4-5 игровых отверстий плюс отверстие на обратной стороне игровой трубки. Кроме того, существуют двойные жалейки, представляющие собой две одинарные жалейки с общим раструбом, связанные между собой. Обычно в таких случаях одна жалейка имеет три, а другая 6 игровых отверстий. Играют на обеих жалейках одновременно, добиваясь насыщенного звука и большего музыкального разнообразия. Три тона одной жалейки играют роль аккомпанемента, в то время как на второй ведут мелодию.

Высота звука, издаваемая жалейками, зависит от их размера, а потому часто использовались несколько жалеек. Сегодня в народных ансамблях можно встретить жалейки сопрано, альт и пикколо.

В качестве материала для жалеек используют дерево с мягкой сердцевиной, например, тростник, ветки клена или бузины. Для изготовления раструба использовали бересту или рог. Жалейки были достаточно просты в изготовлении, но быстро приходили в негодность, так как тонкое дерево легко трескалось. Жалейки были излюбленным инструментом пастухов, и те в сезон, когда все материалы были доступны и находились в наиболее подходящем состоянии, изготавливали несколько жалеек «про запас». Современные жалейки чаще изготавливаются из современных материалов типа пластика и, конечно же, более долговечны. Очень удобен для изготовления жалеек бамбук, хотя выглядят такие жалейки, конечно, не совсем аутентично.

Известный историк народной музыки Г. П. Любимов, который предложи идею создания хроматической жалейки за счет дополнительных отверстий на боковой стороне трубки. Идея оказалась не слишком удачной: выяснилось, что полутона звучат неустойчиво и плохо интонируют, кроме того, хроматическая жалейка во многом утратила изначальное характерное звучание.