Технические характеристики усилителей

аренда аппаратуры

аренда аппаратуры

Измерения могут производится и в диапазоне частот, например 20Гц-20кГц.Иногда в спецификациях приводится RMS (среднеквадратичная) мощность. По сути, это то же самое, только с отдельным указанием, что учитываются среднеквадратичные значения напряжения и тока.Такие значения мощности близки к номинальной мощности по ГОСТу.Часто указываются мощности измеряные по какому либо распространенному стандарту, DIN 45500 , IEC (МЭК) и др. Измерения проводятся по тому же принципу, но с некоторыми особенностями, например при уровне THD 1%. Нужно иметь ввиду, что такой уровень искажений не имеет отношения к их уровню при номинальной мощности.Подобные испытания не учитывают реальных особенностей аудиосигнала, который по спектру близок к розовому шуму, имеет пик фактор, и того, что усилитель будет работать на комплексную нагрузку (со сложной зависимостью импеданса от частоты), и ее реактивность. Поэтому это скорее силовая характеристика усилителя. Существуют и более близкие к реальности методы испытаний, но производители, по понятным причинам их не указывают. Но все же можно примерно оценить мощность на музыкальном сигнале, как это сделать напишу ниже, после краткого описания других типов мощностей.Максимальная мощность – мощность измеренная при 10% THD, т.е. режиме близком к ограничению (клиппингу).
Динамическая мощность – кратковременная, пиковая мощность на заданном сопротивлении нагрузки (как правило меньше номинального). Измеряется при подаче кратковременного сигнала. Параметры этого сигнала – тайна за семью печатями. По ГОСТу -частота 1кГц длительность 1 секунда.Dynamic Headroom – выраженное в децибелах отношение пиковой мощности к номинальной (либо какой-нибудь другой).Теперь о реальных мощностях усилителей.Музыкальный сигнал, какого либо среднего уровня содержит пики, многократно превосходящие этот уровень. Отношение пикового уровня к среднему называется пик-фактор, и выражается в децибелах. Он зависит от характера сигнала и обычно составляет около 10дБ, но может быть и значительно больше, например, для классики может достигать 25дБ. Это означает, что усилитель с динамической мощностью 200Вт, не искажая формы сигнала, может работать со средней выходной мощностью не более 20Вт, при большей мощности пики сигнала будут ограничены. С этим, в частности, связан миф о ламповых ваттах. В ламповых усилителях нет такого резкого ограничения сигнала как в транзисторных, и они могут работать на мощности близкой к максимальной, без заметных на слух искажений.Но не все так страшно. Во-первых 20Вт это довольно много. Пики сигнала кратковременны, и их «обрезка» малозаметна на слух. Сжатые форматы и компрессоры сами обрезают малозаметные кратковременные сигналы, и пик-фактор обработанной музыки может быть значительно меньше. И, наконец, звуковое давление зависит не только от мощности усилителя. В реальных условиях сказывается и реактивность нагрузки. Колеблющийся по инерции диффузор приводит к возникновению ЭДС в звуковой катушке, которая может складываться в противофазе с выходным напряжением усилителя, дополнительно, и совершенно бесполезно нагружая его, и снижая полезную мощность на выходе. Эквивалентное сопротивление при этом может быть значительно меньше активного сопротивления звуковой катушки. Это нужно учитывать при выборе акустики для ресивера, особенно бюджетного, с относительно маломощными транзисторами на выходе.Ну и немного о «честных» ваттах.
Большинство производителей указывает мощности в двухканальном или одноканальном режиме. И логично предположить, что при работе на все каналы она будет меньше. Предполагает каждый в меру своих возможностей. Кто-то делит указанную потребляемую мощность (не представляя, что она означает) на количество каналов, другие считают из отношения мощностей на разных сопротивлениях нагрузки. Не то, ни другое не имеет смысла. Снижение мощности зависит от полного внутреннего сопротивления источника питания, с трансформатором, проводами, контактами и т.д. И если оно не известно, то расчет неверен. Единственный достоверный метод – измерение. Падение мощности нелинейно зависит от сопротивления нагрузки, и гораздо меньше, чем многие думают.Зачем нужны «нечестные» ватты, если мощность все равно упадет в многоканальном режиме?Здесь, снова, нужно учитывать пик-фактор.
Пики сигнала кратковременны, и нечасто появляются во всех каналах одновременно. Поэтому высокая мощность, даже на один канал, повышает среднюю мощность на реальном аудиосигнале.
Выходная мощность ограничена напряжением питания, поэтому, из двух ресиверов с одинаковой мощностью источника питания, и выходной в многоканальном режиме, преимущество всегда будет у ресивера с большей мощностью на один канал. Иногда указанный большой выходной ток, динамическая мощность, на сопротивлении ниже номинального, не отражают полезную пиковую выходную мощность, потому, что идут на подавление противофазного импульса наведенного в звуковой катушке. Но, все-же, при работе на акустику со сложным импедансом, преимущество будет уже не таким большим.Из этого следует, что увеличение выходной мощности оконечных усилителей ресиверов, при той же мощности источника питания вполне оправдана, правда без учета надежности.