Работа художников афроазиатского кинематографа

Творческая интеллигенция стран Азии и Африки сознает, что судьба национальных кинематографий в нашей стране есть прямое воплощение ленинского учения о культурной революции. Какой разительный контраст с так называемой «великой пролетарской культурной революцией» в Китае, которая, по сути дела, вовсе ликвидировала китайское киноискусство — если, конечно, не считать художественными произведениями вульгарные киноагитки, прославляющие Мао и сеющие ненависть к СССР, или примитивные телефильмы по восьми спектаклям, высочайше объявленным «образцовыми» женой Мао Цзе-дуна—Цзян Цин…

Естественно п стремление художников афро-азиатского кино, особенно в странах, где оно недавно родилось, изучать профессиональный опыт советских национальных кинематографий, их художественную историю. «В Ассоциации африканских кинематографистов в Дакаре, — рассказывал сенегальский писатель и режиссер Сембен Усман, которого называют «отцом африканского кино», — висит плакат со словами В. И. Ленина «Из всех искусств для нас важнейшим является кино». Идеи Ленина о кино и его роли в жизни общества для нас особенно важны, потому что наша страна сейчас так же молода, как Советский Союз в двадцатые годы…»

Конечно, исторические параллели и сравнения зачастую бывают весьма условны. Жизнь, традиции, быт народов юных государств Африки мало чем напоминают молодость советских республик Средней Азии, но само обращение зачинателей африканского кинематографа к Ленину и его идеям как к путеводной звезде, как к компасу симптоматично!

Процессы, которые происходили после Первого Ташкентского фестиваля в афро-азиатском киноискусстве, сложны, неоднозначны, противоречивы, как, впрочем, своеобычна и несхожа сама жизнь в разных странах двух великих континентов.

И все же, думается, можно найти условный «общий знаменатель» и прийти к обнадеживающему выводу: почти всюду кристаллизуются прогрессивные направления, все активнее работают передовые кинематографисты, которые живут одной жизнью с народом, радуются его радостями, болеют его болями.

Мы с большим интересом и дружеской симпатией следим за работой художников афро-азиатского кинематографа, который создал за эти годы немало фильмов, привлекших внимание публики и профессионалов. Многие из этих произведений советский кинозритель видел на экране, о других мы имеем отчетливое представление по обширной прессе, советской и зарубежной. Обо всем, понятно, сказать в одной статье невозможно, и я попытаюсь задержаться лишь на некоторых явлениях, которые советская кинообщественность оценивает как наиболее примечательные.

Сегодня купить молокоотсос medela можно в сети. Рекомендуем сайт по ссылке выше.

На общем фоне японской кинопродукции выделяются работы независимых талантливых и передовых мастеров. «Наша надежда — это независимые»,— сказал выдающийся японский режиссер Акира Куросава. Его последний фильм «Додескаден» («Под стук трамвайных колес») с большим успехом демонстрировался на VII Московском международном кинофестивале, как и картина его коллеги Кането Синдо «Сегодня жить, умереть завтра». Успешно творят, поднимая самые острые и больные проблемы жизни японского общества, такие режиссеры, как Тадаси Имаи, Сацуо Ямамото, Кон Итикава и другие.

Все киноленты, отмеченные кинообозревателями как лучшие фильмы 1970 года, были сняты независимыми кинематографистами. Среди них — «Стадо» Кэй Кумаи, картина о дискриминации жертв атомной бомбардировки в Нагасаки, фильм о студенческом движении «Токио, война», поставленный Нагисой Осимой, «Санридзука» — лента режиссера Синсукэ Огава, названная по имени деревни, жители которой вели борьбу против сооружения военного аэродрома.

В Индии все большей популярностью пользуется так называемая калькуттская школа, связанная прежде всего с именем замечательного режиссера Сатьяджита Рэя. Знамя этого демократического художественного направления — реализм, который иногда, по аналогии с итальянским, называют «индийским неореализмом». Мастера этой школы создали в последнее время несколько примечательных фильмов, среди них—«Наши» Тапана Синха, показывающий вражду двух банд подростков и сатирически рисующий махинации политиканов; «Противник» С. Рэя — художественное произведение поразительной силы и остроты, крупнейшее событие в культурной жизни Индии; «Бухван Шом» Мринала Сена, тонкая и злая картина, обличающая социальную язву — взяточничество…