Конрад Эберхардт

Уже несколько месяцев, сразу после окончания VIII Краковского фестиваля, в польской прессе появляются статьи, в которых делаются попытки обрисовать облик современного польского документального кино. Непосредственным поводом к дискуссии стали фильмы группы молодых документалистов — Кшиштофа Кесьлевского, Томаша Зыгадло, Гжегожа К рули кевича, Кшиштофа Градовского и других. Некоторые из их картин были показаны на Краковском фестивале и, собранные вместе, заставили заметить определенную общность творческих принципов, на которых они основаны, а также присущие этой группе картин коренные отличия от фильмов школы «поэтического документа», принесшей польской документалистике мировую славу в начале и середине 80-х годов. Дискуссия выявила существование двух точек зрения на молодое документальное кино, дающих ему полярно противоположные оценки.

Одна из позиций исчерпывающим образом изложена в статьях Зыгмунта Калужиньского, постоянно сотрудничающего в еженедельнике «Политыка». Картинам названных выше режиссеров он противопоставляет фильм Богдана Косинского «На путях», продолжающий традиции «поэтического документа». Метод же, при помощи которого создавались фильмы Г. Круликевича, Т. Зыгадло и других, критик с присущей ему парадоксальностью определяет как «мир перед микрофоном», поскольку большинство экранного времени в картинах занимают интервью, причем режиссеры даже не стремятся убрать из кадра микрофон. Подобный прием Калужиньский связывает со все возрастающим влиянием телевидения, которое представляется ему нежелательным, ибо приводит к забвению кинематографической выразительности и — что с этим сопряжено — к забвению методов пластического описания событий. «Отдайте телевидению телевизионное, а кино — кинематографическое» — такова суть позиции Калужиньского.

Подбираете сайт, где можно купить профессиональную косметику? Не проблема: Профессиональная Итальянская косметика для волос Napura доступна по этой ссылке. Загляните.

Сторонником иного взгляда является Конрад Эберхардт, солидаризирующийся с молодыми документалистами. В центр своих рассуждений он ставит не сумму приемов, заранее объявляемых «чисто кинематографическими», но содержание, которое требует для своего воплощения определенных приемов, пусть и не входящих в число распространенных и господствующих в настоящее время, но точно выражающих мысль автора и уже поэтому кинематографичных. «Фабрика» Кесьлевского говорит «о запутанной системе кооперирования в промышленности, системе чрезвычайно несовершенной, вызывающей напрасную трату… человеческой энергии». И для Эберхардта важен именно. этот разговор, он не сожалеет, что режиссер всего-навсего снял производственное совещание на предприятии, отнюдь не заботясь о пластической выразительности фотографии. Что же касается влияния телевизионных репортажей на появление в документалистике метода «говорящих голов», то такой метод критик находит в кино и ранее — в дрейеровских «Страстях Жанны д’Арк» и в «Музыкантах» польского режиссера К. Карабаша.

Как бы в дальнейшем ни развивалась эта дискуссия, бесспорно одно: в польской документалистика явственно ощутимы новые веяния, которые могут оказаться плодотворными.

По данным, опубликованным профсоюзными организациями киноработников, за первое полугодие 1971 года уровень безработицы в Голливуде возрос на 18—20 процентов по сравнению с предыдущим годом.