Историческая тьма

Историческая тьма не имеет ничего общего с истерической тьмой. И ужас расплаты художника за переход через предел духовных сил («ненасытность исканий — вплоть до шь мешательства», — писал Александр Блок q Врубеле) не похож на стилизацию под безумие. ,

Нельзя прожить жизнь с «Лиром» только для того, чтобы сказать людям: «Я перестал мыслить — значит я существую».

Вновь и вновь обращаемся мы к богатой и многогранной истории нашей кинематографии. Особым вниманием, особым уважением пользуются у нас в стране ветераны, люди, принадлежащие к первому поколению советских кинематографистов. Каждая встреча с ними волнует. Каждое их выступление раскрывает черты ушедшего времени, позволяет глубже проникнуть в историю становления советского киноискусства.

Это положение Отчетного доклада ЦК КПСС в полной мере относится к нам, кинематографистам, тем более что в области культуры как нигде важны преемственность опыта, бережное и внимательное отношение к творческому наследию.

В эти дни мы пригласили в редакцию одного из старейших работников нашего кино режиссера и оператора Александра Григорьевича Лемберга. Он прошел в нашем искусстве более чем полувековой путь, принимал участие в съемках В. И. Ленина.

Увлекаетесь игрой «world of tanks»? Тогда вот вам world of tanks официальный сайт. Обзоры, статьи, новости.

Беседу с А. Г. Лембергом провел киновед, кандидат исторических наук В. С. ЛИСТОВ.

— Александр Григорьевич, просматривая документы архива литературы и искусства, я с большим интересом прочитал письмо командира 10 полка 2-й пехотной дивизии от 4 ноября 1918 года в Наркомпрос, в котором сказано, что красноармеец третьей роты Лемберг откомандировывается в распоряжение Московского кинокомитета. Пожалуйста, расскажите о тех днях подробнее.

— Для меня это одно из самых памятных событий. Ведь в канун первой годовщины Октября я стал сотрудником советского киноучреждения, принял участие в хроникальных съемках этого замечательного праздника. Ноябрьские дни 1918 года были насыщены событиями поистине мирового значения. Если бы мы с вами снова смогли пройти по улицам и площадям праздничной столицы, то впечатление осталось бы очень сильное. Всюду толпы народа — красноармейцы с алыми лентами на папахах; рабочие, поющие революционные песни; дети с красными флажками. Между колонн Большого театра протянуто полотнище, из которого явствует, что здесь заседает сегодня высший орган рабоче-крестьянской власти — Шестой чрезвычайный съезд Советов. В эти праздничные дни в Александровском саду, на площади Революции и в других местах были открыты первые памятники, созданные по ленинскому плану монументальной пропаганды. Шли митинги, лучшие артисты выступали под открытым небом.

— Вы, конечно, помните, Александр Григорьевич, что как раз во время того праздника телеграф принес сообщение о победах революции в Австро-Венгрии и Германии.

— Безусловно, помню. Все выступления тогда были полны этим. О революции в Европе говорил и Владимир Ильич Ленин — сначала на съезде Советов, а потом при открытии временного памятника Марксу и Энгельсу перед Большим театром.