«Дюнкерк»: Они возвращались домой

Сотни тысяч британских, французских и бельгийских солдат окружены немцами между приморским городом Дюнкерк и береговой линией. Пути к отступлению перекрыты: с одной стороны сильный противник, с другой – открытое море. Неопытные призывники и добровольцы стали открытой мишенью для обстрела с воздуха. Правительство бережет эсминцы в случае продвижения врага и отправляет по одному судну в день для эвакуации, но они тут же уничтожаются. Тысячи раненых и испуганных юношей любой ценой пытаются попасть домой. На помощь приходят гражданские суда.

Эвакуация из Дюнкерка в 1940 году, кодовое название «Динамо», — уникальное событие в истории Второй мировой войны. Для Британии она стала катастрофой и триумфом одновременно. С одной стороны это было позорное бегство армии, с другой – эвакуация львиной доли британцев, которая спасла Англию от немецкого вторжения. Если бы Гитлеру удалось разгромить корпус, то империи было бы трудно отбиться.

В этом фильме Кристофер Нолан выступил в роли режиссера, сценариста и продюсера. Он подошел к вопросу основательно и изучал все аспекты операции, чтобы максимально точно отобразить их на экране: читал воспоминания очевидцев, разговаривал с ними и изучал редкие материалы. Ему удалось добиться полного присутствия и погрузить зрителя в ту страшную неделю на весеннем песчаном пляже, где перемешались тревога, страх и надежда на спасение. Двойственность победы и поражения превосходно передана в рассказе трех пересекающихся историй, которые происходят в разных временных отрезках – неделя на суше, день в море и час в небе. Это рассказ простой истории с помощью сложной структуры.

С первых кадров дрожь пробегает по телу из-за громких обстрелов возле твоего уха, и до самого конца ты находишься рядом с солдатами, осознавая, что происходит вокруг. И это заслуга не спецэффектов, а профессионализма подачи видеоряда. На протяжении 106 минут напряжение не спадает – леденящие душу взрывы, короткие смысловые реплики и глаза безликих солдат. Дебютная работа в жанре военной драмы однозначно удалась. Картина определенно с большой претензией на победу в оскаровской церемонии не в одной номинации.

Это новый взгляд на изображение исторического факта в действии, а не в судьбах и характерах персонажей. «Я не хотел, чтобы история моих героев была рассказана через диалоги. Проблема ведь не в том, кто они или кем они себя называют, или откуда они. Единственный вопрос, в котором я действительно был заинтересован: Они оттуда выберутся? Их убьет следующая бомба, когда они попытаются добежать до укрытия? Или же они полягут в попытке добежать до судна?» — уточнил Нолан.

Картина была задумана еще 20 лет назад, но для съемок режиссеру требовался немалый бюджет (он составил 150 млн долл.), который можно было найти только в Голливуде. Тема «Дюнкерка» не поднималась, пока мэтр не заслужил достаточного доверия, чтобы снять британский фильм с американским бюджетом. Нолан рассказал, как он убедил американскую студию снять фильм о британцах на войне, заверив, что применение компьютерной графики будет минимальным. «Я сказал им, что мы посадим зрителя в кабину истребителя Spitfire и устроим ему стычку с Messerschmitt. Мы выведем зрителя на берег, где повсюду песок и волны. Мы поместим зрителя на маленькие рыболовецкие лодки и дадим почувствовать, как волны разбиваются о борт. Это виртуальная реальность без шлема», – объяснил Нолан.

Долгое время режиссер на ключевые роли в своих фильмах неизменно предпочитает одних и тех же актеров. В этот раз в кадре снова Киллиан Мерфи и Том Харди, но попробовал Нолан поработать и с Марком Райлэнсом, Кеннетом Браном, Джеймсом Д’Арси, Анайрин Барнард, а также с молодыми неизвестными ребятами. Среди них и участник популярной группы One Direction Гарри Стайлс, для которого съемки стали дебютом в кинематографе. Каждый из них сыграл на высшем уровне, полностью погрузившись в атмосферу тех времен.

Эффектные взрывы, зрелищные сцены, динамизм событий, тонущие корабли, множество юных солдат, звуковое и музыкальное сопровождение – все это создало уникальный шедевр, выразительный и продуманный до каждой мелочи. Мощный и масштабный, он покажет события под разными углами. Он стоит просмотра в кинотеатре. И только в IMAX.